Очень часто правоохранительные органы для установления истины прибегают к помощи детектора лжи, который по своей сути является разновидностью психофизиологической аппаратуры, где используется комплексная многоканальная аппаратная методика регистрации изменений психофизиологических реакций человека в ответ на предъявление по специальной схеме определенных психологических стимулов. Хотя применение детектора лжи до недавнего времени не было закреплено в Уголовно-Процессуальном Кодексе.
Из-за того, что проверка показаний человека очень часто проверяется на детекторе лжи, который дает точность приблизительно до 98%, на рассмотрение депутатов Верховной рады был подан соответствующий законопроект, который призван отрегулировать эту методику и закрепить ее законодательно.
В частности законопроектом предлагается дополнить Уголовный процессуальный кодекс новой статьей 264-1 и установить, что проверка правдивости показаний лица на полиграфе (детекторе лжи) является психофизиологической экспертизой, которая проводится экспертами соответствующей квалификации по научно-обоснованным методикам.
При этом результаты проверок имеют ориентировочное значение в процессе доказывания, а использование детектора лжи возможно только с согласия подозреваемого подвергнуться этой процедуре. Обязательной станет видеофиксация не только проходящего проверку на детекторе лжи, но и непосредственно показаний приборов с целью недопущения фальсификации данных.
До прохождения проверки на детекторе лжи не будут допускаться люди, страдающие различного вида заболеваниями, которые могут повлиять на результаты проверки. Полученные данные не могут быть основанием для того, чтобы признать подозреваемого виновным в совершении преступления, однако они будут заноситься в протокол следственного действия.
Иван ФЕДОРОВ
БЕРДИЧІВ ДІЛОВИЙ
|